Лекция-семинар «Новые Бесы и их Фабрика лояльности»

10 апреля 2006 г. в 11:00 в ЦНСИ пройдет лекция-семинар «Новые Бесы и их Фабрика лояльности».
Ведущий семинара:Сергей Дамберг.

Вводная метафора:
Известно гоголевское опровержение сказочного хвостатого и рогатогобеса: пожалуй, именно Гоголь, предложив свою версию, начал поискиновых бесов, указав на бесовский девелопмент мертвых душ. Достоевскийувидел бесовщину не в буржуазности, а в социальном активизме. КапитанЖеглов утверждал, что тут произошла диверсификация, и появилисьотраслевые бесы: милицейский бес — это, конечно, просто «всякаясволочь». Впрочем, скорее всего он лгал и сам был бесом.
Что же сегодня? Три вопроса: кто бесы? в чем существо бесовщины? и как ониэто делают, то есть каков бесовский дискурс и какой механизмсоциальной организации фундирует нынешнюю бесовщину?

Вопросы:
Какова действительная природа современной российской лояльности?
Сколь велик потенциал лояльности петербуржца, достижимы ли границыпослушания, насколько существенно варьируется этот потенциал в разныхмилье Петербурга?
В каком милье, кем и как он конструируется?
Действительно ли постсоветская либерализация приблизила Петербург к состоянию гражданского общества?

Тезисы:

  1. Потенциал безотчетной лояльности петербуржцев огромен и существенно недооценен. Именно он остается главным и непреодолимым препятствием гражданского общества.
  2. Лояльность конструируется школой, в основном на «гуманитарных» уроках; школа является тотальным институтом с того момента, как семья превратилась в приватное «родительское собрание» выпускников советских школ и стала ассистировать школе в воспитательном моральном дискурсе.
  3. Школа избежала какой бы то ни было либерализации в 90-е гг. и почти полностью выпала из поля общественного внимания. Сегодня только исследователь и только методом наблюдения способен получить доступ к классной комнате и узнать, что такое школьный урок. Представления непосвященных об этом расплывчаты и далеки от действительности, а взгляды ангажированных экспертов (иных, увы, нет) не способны заменить полевое наблюдение.
  4. Реальная педагогика основана на диктате непросвещенных сиделок и моральной фетишизации их должностных обязанностей и профессиональной роли. При этом практически каждый учитель в любой момент готов принять на себя роль миссионера гражданского образования либо уже видит себя в этом качестве.
  5. (завершающий тезис будет представлен в конце доклада, после представления собранных полевых материалов)